Поселение Бозок – X–XIII вв.: оседлое поселение и земледелие
В этот период территория была заселена новой волной кыпчаков, которые заново очистили рвы, подсыпали внутренние площадки глиной, построили на них наземные дома из сырцовых кирпичей и бревен. Севернее трех кварталов находились дома земляночного типа.
Жилища имели многокамерную однорядно-гребенчатую планировку и располагались вдоль берега: ж. №1 – самое крупное (25,2×3,9–4,2 м), с хозяйственной частью и тремя комнатами; ж. №2 – двухкомнатное (7,5×3,5 м), с перепадом пола и каминами; ж. №3 – трехкамерное (9,7×4–5 м), с изолированным помещением и находками.

Интерьер включал П-образные суфы, оштукатуренные стены и очаги трех типов: камины, открытые очаги и кирпичные печи. Входы узкие, тамбурообразные; в ж. №1 фиксируется наклонный спуск, в ж. №3 – длинный коридор с низким проемом. Конструктивные особенности и отопительные устройства указывают на использование жилищ в зимний период. На полу найдены фрагменты посуды, железных котлов и ножа, свинцовая гирька, части жернова.

Строительные материалы и планировка имеют аналоги в однорядных домах Средней Азии и Южного Казахстана, бытовавших от раннего до позднего Средневековья.
Также на территории памятника была обнаружена сложная ирригационная система XI–XII веков, состоящая из магистральных и распределительных каналов, арыков и валиков, предназначенных для управления потоками воды и ее равномерного распределения по земельным участкам.
Почвенные исследования предоставили убедительные доказательства древнего орошения. В частности, в почвах были выявлены признаки переувлажнения, а именно высокая концентрация диатомовых водорослей, фитолитов тростника и спикул губок, которые характерны для постоянно увлажняемых участков. Почвы также отличались солонцеватостью и гидрометаморфными свойствами, что подтверждает длительный характер их сельскохозяйственной обработки.
Таким образом, материалы поселения Бозок свидетельствуют о существовании оседлой культуры в степях Дешт-и-Кипчака. Земляные постройки демонстрируют адаптационные практики жителей в условиях усиление аридности начиная с XII века, а наличие сложной ирригационной системы – о существовании устойчивого земледелия.